Катастрофа MD-11 под Галифаксом — крупная авиационная катастрофа, произошедшая 2 сентября 1998 года. Авиалайнер McDonnell Douglas MD-11 авиакомпании Swissair выполнял рейс SWR 111 по маршруту Нью-Йорк—Женева (рейс являлся код-шерингом с авиакомпанией Delta Air Lines), но через 55 минут после взлёта на его борту рядом с кабиной пилотов начался пожар. Пилоты направили самолёт к ближайшему аэропорту, но он рухнул в залив святой Маргарет в 56 километрах к юго-западу от аэропорта Галифакса (Канада). Погибли все находившиеся на его борту 229 человек — 215 пассажиров и 14 членов экипажа. Реконструкция этой авиакатастрофы и предшествующих ей событий показана в сериале Расследования авиакатастроф 1 сезон 3 серия.
Эта катастрофа стала крупнейшей в истории самолёта McDonnell Douglas MD-11 и второй (по числу погибших) авиакатастрофой в истории Канады (первая — катастрофа DC-8 в Гандере, 256 погибших).
McDonnell Douglas MD-11 (регистрационный номер HB-IWF, заводской 48448, серийный 465) был выпущен в 1991 году (первый полёт совершил 1 июня). 5 августа того же года был передан авиакомпании Swissair, в которой получил имя Vaud. Оснащён тремя двухконтурными турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney PW4462. На день катастрофы совершил свыше 6400 циклов «взлёт-посадка» и налетал 36 041 час.
Хронология событий авиакатастрофы
- 00:18 UTC (20:18 EDT) рейс Swissair-111 вылетает по расписанию из Международного аэропорта имени Джона Кеннеди в Нью-Йорке. На его борту находятся 14 членов экипажа и 215 пассажиров.
- 00:58 рейс 111 без отклонений достигает эшелона FL330 (10 050 метров).
- 01:10:38 пилоты замечают необычный запах в кабине и ищут источник. После краткого обсуждения они решают, что причина в системе вентиляции.
- 1:13:14 в кабину пилотов просачивается дым.
- 01:13:33 пилоты обсуждают возможные альтернативные варианты посадки самолёта.
- 01:14:15 экипаж рейса 111 подаёт диспетчеру в Монктоне сигнал «Pan-pan», пилоты просят о посадке в ближайшем аэропорту.
- 01:15:06 авиадиспетчер в Монктоне Билл Пикрелл ((англ. Bill Pickrell), 32 года, 9 лет профессионального опыта) предлагает пилотам садиться в Галифаксе.
- 01:19:28 диспетчер даёт команду рейсу SWR 111 повернуть на курс 030° для подхода к взлётной полосе Международного аэропорта Стэнфилд в Галифаксе.
- 01:20:48 пилоты решают сбросить топливо перед посадкой.
- 01:22:01 рейс 111 поворачивает на юго-юго-запад на курс 200° для слива топлива в море. Самолёт теперь в 25 морских милях от Галифакса.
- 01:24:09 автопилот на борту рейса 111 выключается.
- 01:24:42 оба пилота сообщают об аварийной ситуации («экстренный вызов», наивысший приоритет, то есть непосредственная опасность для жизни и здоровья). УВД подтверждает получение.
- 01:24:53 пилоты рейса SWR 111 объявили, что они начинают слив топлива, а затем сразу зайдут на посадку.
- В период с 01:25:06 по 01:25:14 последовательно отключаются все важные приборы в кабине.
- 01:25:12 запись бортового самописца останавливается.
- 01:25:16 диспетчер даёт разрешение на сброс топлива. Рейс SWR 111 не отвечает.
- 01:25:40 диспетчер неоднократно даёт разрешение на слив топлива. Ответа нет.
- 01:25:46 диспетчер в Монктоне получает непонятные фрагменты разговора (вероятно, на швейцарском немецком).
- 01:31:18 рейс SWR 111 рухнул в залив святой Маргарет. Очевидцы сообщили, что слышали громкий хлопок.
- Около 02:30 прибывают первые спасатели, но они находят только трупы и обломки рейса 111.
Поднятие обломков
MD-11 при ударе о воду полностью разрушился. Большая часть обломков опустилась на морское дно на глубину 55 метров. 126,5 тонн обломков было обнаружено, что соответствует 98% массы самолёта. Поднятие обломков продолжалось 15 месяцев. В декабре 1999 года были подняты последние мелкие детали.
Расследование причин катастрофы
Расследование причин катастрофы рейса SWR 111 длилось 4 года и стоило правительству Канады около $ 39 000 000 (57 000 000 канадских долларов). Всего к расследованию и операции по поднятию со дна океана тел и обломков самолёта было привлечено около 4000 человек.
27 марта 2003 года Совет по безопасности транспорта Канады (TSBC) опубликовал окончательный отчёт расследования. В нём указывалось, что возгорание произошло вследствие короткого замыкания в бортовой системе развлечений IFEN (In-Flight Entertainment Network). Благодаря этой системе пассажиры бизнес-класса могли смотреть видео и играть в видео-игры.
Расследование установило, что изоляционный материал — металлизированный майлар, покрывавший провода в самолёте, не был достаточно огнестойким. Это привело к распространению пожара и выходу из строя всех важных приборов. Горючие материалы позволили огню очень быстро распространиться. В результате это привело к полной потере управления и падению лайнера.
Последствия катастрофы
- После установления причины катастрофы был наложен запрет на использование в конструкции самолётов гражданской авиации металлизированного майлара.
- Авиакомпания Swissair в знак уважения к пассажирам и экипажу рейса 111 сменила номер рейса Нью-Йорк—Женева с SWR 111 на SWR 023 и по нему летает Airbus A330-300.
- В авиакатастрофе был утерян подписанный фототипный оттиск 1963 года под названием «Художник» (фр. Le Peintre) художника Пабло Пикассо. Картина оценивалась примерно в $ 1 500 000. Большая часть, а точнее 98%, обломков самолёта было извлечено из воды. В итоге был обнаружен лишь небольшой фрагмент от работы Пикассо.
- В багажном отсеке самолёта находились бриллианты и другие драгоценности на сумму $ 1 000 000 000.
Расследования авиакатастроф 1 сезон 3 серия
Смотреть онлайн Расследования авиакатастроф 1 сезон 3 серия «Пожар на борту» «Fire On Board»
Все серии сериала Расследования авиакатастроф 1 сезон — смотрите онлайн