Катастрофа MD-82 в Литл-Роке — авиационная катастрофа, произошедшая во вторник 1 июня 1999 года. Авиалайнер McDonnell Douglas MD-82 авиакомпании American Airlines совершал рейс AA 1420 по маршруту Даллас—Литл-Рок, но при посадке в аэропорту Литл-Рока в сложных метеоусловиях (сильный ливень) выкатился за пределы ВПП и врезался в мост, разрушившись на две части. Из находившихся на его борту 145 человек (139 пассажиров и 6 членов экипажа) погибли 11, ещё 110 получили ранения. Именно про эту авиакатастрофу рассказывается в сериале Расследования авиакатастроф 1 сезон 2 серия, которую можно посмотреть онлайн.
McDonnell Douglas MD-82 (регистрационный номер N215AA, заводской 49163, серийный 1111) был выпущен в 1983 году (первый полёт совершил 3 июня). 1 августа того же года был передан авиакомпании American Airlines. Оснащён двумя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT8D-215C. Один из старейших самолётов авиакомпании. На день катастрофы совершил 27 103 цикла «взлёт-посадка» и налетал 49 136 часов.
Тщательная реконструкция событий, свидетельства очевидцев и заключения экспертов смотрите во 2-й серии первого сезона сериала сериале Расследования авиакатастроф.
Хронология событий авиакатастрофы
- Рейс AA 1420 вылетел из Далласа в 22:40. Примерно в 22:54 диспетчер послал экипажу сообщение о том, что погода в окрестностях Литл-Рока может испортиться ещё до времени прибытия. Диспетчер предложил экипажу ускорить прибытие самолёта до грозы, если это будет возможно. Экипаж подтвердил это сообщение.
- В 23:25:47 командир заявил: Мы должны добраться туда побыстрее. В 23:25:52 второй пилот сказал: Мне не нравится, что… что молнии, на что КВС ответил: Конечно. Самолёт в этот момент был уже недалеко от Литл-Рока и летел на высоте 3000 метров. В 23:34 экипаж связался с диспетчерским центром аэропорта Даллас/Форт-Уэрт. Диспетчер сообщил экипажу рейса 1420, что гроза идёт на северо-запад к аэропорту, ветер порывистый 280º от 51 до 81 км/ч. Второй пилот сказал диспетчеру, что он и КВС видели молнии. Диспетчер дал указание экипажу садиться на ВПП №22L.
- В 23:39:12 второй пилот сказал: Ладно, мы можем… увидеть аэропорт отсюда. Едва мы можем сделать это, но мы должны быть в состоянии сесть на ВПП два два… что шторм двигался именно так, как ваш радар говорит, что это, но немного дальше, чем вы думали. Затем диспетчер предложили рейсу 1420 визуальный подход к взлетной полосе, но второй пилот сказал: На данном этапе мы действительно не можем разобраться. Мы собираемся сесть как можно быстрее.
- В 23:39:45 диспетчер уведомил рейс AA 1420 о том, что ветер уже 340º, скорость 18 км/ч, на севере ветер 330º, скорость 46 км/ч и на северо-западне ветер 10º, скорость 27 км/ч. Экипаж решил сесть на взлетную полосу №4R так, чтобы при посадке попасть не под встречный, а под попутный ветер. В 23:42:55 диспетчер предложил рейсу 1420 садиться на ВПП №4R, и второй пилот подтвердил решение.
- В 23:43:11 диспетчер ещё раз связался с рейсом 1420, одобрил визуальный подход к ВПП №4R и сказал: Если вы его потеряете или будет нужна помощь, дайте мне знать. В 23:43:35 второй пилот сказал: Ты идешь. Три секунды спустя КВС сказал: Ой, я потерял его, на что второй пилот ответил: Вижу, что она уже там. Затем КВС сказал: Я все ещё не вижу его… просто меняю вектор. Я не знаю.
- В 23:45:47 второй пилот связался с диспетчером: Мы подходим довольно близко к этому урагану. Мы будем держать его крепко, если придется. В 23:46:39 диспетчер сообщил экипажу, что их самолёт в 3 километрах от внешнего маркера. Диспетчер сообщил, что в аэропорту сильный ливень, видимость упала до 1,6 километра, на ВПП №4R до 900 метров. В 23:47:08 диспетчер снова связался с рейсом 1420 и указал, что ветер 350º скорость от 55 до 83 км/ч. В 23:47:22 КВС заявил, что 3000 футов. Мы не можем приземлиться. Четыре секунды спустя второй пилот сказал, что до ВПП всего 2400 футов, и командир потом сказал: Ладно, хорошо.
- В 23:47:44 экипаж выпускает шасси. Диспетчер сообщает, что ветер 350º, скорость от 59 до 83 км/ч, на севере ветер 310º, скорость 53 км/ч и на северо-востоке ветер 320º, скорость 59 км/ч. В 23:48:12 до взлетной полосы №4R всего 490 метров. В 23:49:53 диспетчер сообщил о ветре 320º скорость 42 км/ч. Примерно от 120 метров над землёй самолёт отклонился вправо.
- В 23:50 второй пилот сказал: Мы намного выкл…. КВС заявил: Я не могу её разглядеть. В 23:50:14 зазвучала система GPWS «SINK RATE!».
- В 23:50:20 рейс AA 1420 сел на ВПП №4R. В 23:50:22 второй пилот заявил: Мы падаем. 2 секунды спустя он сказал: Он не тормозит. Через 7 секунд после приземления реверсы тяги обоих двигателей были развернуты, коэффициенты давления достигли параметров 1,89 и 1,67 соответственно. В 23:50:32 бортовой самописец зафиксировал неопознанный голос в кабине, который заявил, что …на тормозах. Двигатель №1 (левый) достиг максимальной настройки 1,98 обратного ЭПР, двигатель №2 (правый) достиг максимальной настройки 1,64 обратного ЭПР. Левая педаль тормоза была отпущена и реверсы возвращены в открытое состояние. В 23:50:36 полное отклонение элеронов не было осуществлено. Самолёт скользил по взлётной полосе и вилял хвостовой частью то вправо, то влево.
- В 23:50:40 рейс AA 1420 выкатился за пределы взлётной полосы, снёс несколько труб, простирающихся от левого края курсового радиомаяка, проскользил ещё 80 метров и врезался в мост (надземный переход). Лайнер разорвало на две части, носовую часть с наполовину сорванным фюзеляжем развернуло вправо.
Жертвы и пострадавшие
В момент столкновения с мостом погибло 11 человек — 1 член экипажа (КВС) и 10 пассажиров. 14-летняя пассажирка Рейчел Фуллер (англ. Rachel Fuller) скончалась в больнице 2 недели спустя от полученных ожогов, перенеся ампутацию ноги.
Среди членов экипажа:
- 3 получили серьёзные травмы (второй пилот и два бортпроводника),
- 1 получил лёгкие травмы.
Среди пассажиров:
- 41 получили серьёзные травмы,
- 64 получили лёгкие травмы,
- 24 не пострадали.
Расследование причин катастрофы
Расследованием причин катастрофы рейса AA 1420 занялся Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB).
Окончательный отчёт расследования был опубликован 23 октября 2001 года.
Согласно отчёту, причиной катастрофы стали многочисленные ошибки пилотов. В частности, они производили заход на посадку в сложнейших погодных условиях, когда для этого не было никаких оснований. Пилоты превысили предел по боковому ветру для данного типа самолётов — на момент посадки скорость ветра составляла 52 км/ч. При таком ветре и после получения двух предупреждений о сдвиге ветра пилоты должны были прекратить снижение и уйти на запасной аэродром.
Кроме того, пилоты слишком поздно начали подготовку к посадке, начали торопиться и пропустили несколько важных шагов. В частности, не была активирована система автоматического включения спойлеров, снижающих подъёмную силу на крыле и повышающих эффективность колёсных тормозов. Автоматическую систему торможения пилоты также забыли включить. При обнаружении всех этих просчётов после касания полосы ни один из пилотов не предпринял попыток включить их вручную. Самолёт производил выбег практически без торможения.
Компьютерная реконструкция авиакатастрофы
После того как самолёт начал соскальзывать с ВПП, оба пилота запаниковали и начали предпринимать действия в значительной мере усугубившие положение. В частности, КВС включил реверс тяги двигателей на уровне, значительно превышающем рекомендованные в руководстве по лётной эксплуатации и это привело к полной потере управления.
Расследования авиакатастроф 1 сезон 2 серия
Смотреть онлайн Расследования авиакатастроф 1 сезон 2 серия «Наперегонки с бурей» «Racing The Storm»
Все серии сериала Расследования авиакатастроф 1 сезон — смотрите онлайн