Происшествие с Boeing 747 над Гонолулу — авиакатастрофа, произошедшая в пятницу 24 февраля 1989 года. Авиалайнер Boeing 747-122 авиакомпании United Airlines совершал рейс UA811 по маршруту Сан-Франциско—Лос-Анджелес—Гонолулу—Окленд—Сидней. Через 16 минут после вылета из Гонолулу, в небе над Тихим океаном, у лайнера открылись и отвалились двери грузового отсека в носовой части. Вследствие взрывной декомпрессии погибли 9 пассажиров, вылетевшие из салона вместе с креслами. Повреждённый самолет благополучно приземлился в международном аэропорту Гонолулу (Гавайские острова). Из находившихся на его борту 355 человек (337 пассажиров и 18 членов экипажа) погибли 9, ещё 38 получили ранения.
Boeing 747-122 (регистрационный номер N4713U, заводской 19875, серийный 089) был выпущен в 1970 году (первый полёт совершил 20 октября). 3 ноября того же года был передан авиакомпании United Airlines. Оснащён четырьмя турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney JT9D-7A. На день аварии совершил 15 027 циклов «взлёт-посадка» и налетал 58 814 часов.
Во время набора высоты экипаж решил обойти грозовой фронт. Ожидая турбулентности, командир не стал выключать табло «ПРИСТЕГНИТЕ РЕМНИ» (англ. FASTEN SEAT BELTS), что впоследствии спасло жизни многих пассажиров. После примерно в 02:08 по местному времени на высоте между 6700-7000 метров в салоне бизнес-класса послышался металлический скрежет, а затем громкий стук. 1,5 секунды спустя передняя дверь грузового отсека оторвалась от самолёта, образовав огромную дыру в фюзеляже. Внезапный перепад давления привёл к отрыву и исчезновению в образовавшемся отверстии 11 кресел (места G8-12, H8-12 и 9F), что привело к гибели 9 пассажиров (места G8 и G12 были незанятыми). Взрывная волна, вырвавшая дверь грузового отсека, уничтожила аварийную систему подачи кислорода для пассажиров и экипажа, которая была расположена в районе грузовой двери. Экипаж в спешном порядке выполнил разворот самолёта на 180° и вновь взял курс на Гонолулу.
Дверь грузового отсека и другие предметы, вылетавшие из самолёта, повредили правое крыло и двигатели №3 и 4, чем вызвали пожар в них. Экипаж был вынужден отключить сначала двигатель №3, а затем и двигатель №4 и продолжать лететь на двух оставшихся левых двигателях. Для достижения приемлемой посадочной массы был произведён сброс топлива.
В 02:34 рейс UA811 совершил аварийную посадку в Гонолулу. Во время посадки закрылки не смогли раскрыться полностью из-за повреждений, что привело к посадочной скорости 350—370 км/ч. Тем не менее экипаж сумел остановить самолёт до конца взлётной полосы. После посадки все пассажиры были эвакуированы менее чем за 45 секунд. Каждый из бортпроводников получил травмы различной степени тяжести (серьёзная — вывих плеча).
Список погибших в авиакатастрофе пассажиров
- Ли Кэмпбелл (англ. Lee Campbell) (Веллингтон, Новая Зеландия)
- Гарри Крейг (англ. Harry Craig) (Морристаун, Нью-Джерси, США)
- Сьюзан Крейг (англ. Susan Craig) (Морристаун, Нью-Джерси, США)
- доктор Дж. Майкл Кроуфорд (англ. Dr. J. Michael Crawford) (Сидней, Австралия)
- Энтони Фаллон (англ. Anthony Fallon) (Лонг-Бич, Калифорния, США)
- Барбара Фаллон (англ. Barbara Fallon) (Лонг-Бич, Калифорния, США)
- Мэри Хендли (англ. Mary Handley) (Бей-Сити, Мичиган, США)
- Роуз Харли (англ. Rose Harley) (Хакенсак, Нью-Джерси, США)
- Джон Свон (англ. John Swann) (Сидней, Австралия)
Расследование авиакатастрофы
Расследованием причин аварии рейса UA811 занялся Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB).
Окончательный отчёт расследования был опубликован 26 июня 1990 года.
Согласно отчёту, авария произошла из-за недостатков в конструкции двери грузового отсека. Дверь в Boeing 747—122 открывалась наружу, а не внутрь, следовательно, разница в давлении стремилась открыть дверь. Имевшиеся на двери алюминиевые замки оказались не в состоянии выдержать такую нагрузку. Недостатки в конструкции грузовых дверей самолётов были известны еще с 1970-х годов, когда произошло несколько подобных случаев с авиалайнерами McDonnell Douglas DC-10 (рейсы American Airlines-096 и Turkish Airlines-981). Однако эти происшествия не были серьёзно приняты во внимание авиационной промышленностью.
Было проведено также частное расследование
Кевин (англ. Kevin Campbell) и Сьюзен Кэмпбелл (англ. Susan Campbell), родители погибшего в происшествии пассажира Ли Кэмпбелла (англ. Lee Campbell), провели частное расследование случившегося. Расследование Кемпбеллов привело их к выводу, что в конструкции двери грузового отсека был испорчен замковый механизм.
Последствия авиакатастрофы
- NTSB выпустил рекомендации всем авиакомпаниям мира заменить все замки грузовых дверей на самолётах Boeing 747—100 на более прочные.
- Экипаж рейса 811 был награждён за героизм. Командир воздушного судна Дэвид Кронин умер 7 октября 2010 года в возрасте 81 года.
Boeing 747-122 борт N4713U был успешно восстановлен и продолжил эксплуатироваться авиакомпанией United Airlines. 1 сентября того же года был перерегистрирован и получил бортовой номер N4724U. 18 марта 1997 года был куплен гамбийской авиакомпанией Air Dabia (борт C5-FBS). В 2001 году был списан и разделан на металлолом.
Смотреть Расследование авиакатастроф 1 сезон 1 серию онлайн
Все серии сериала Расследование авиакатастроф 1 сезон — смотрите онлайн