Еврокомиссия обязала все авиакомпании, которые совершают рейсы в страны Евросоюза, как европейские, так и иностранные, разработать к 2020 году программы по психологической поддержке лётного состава и ужесточить оценку их психического здоровья перед полетами, а также брать у них анализы на наличие психоактивных веществ.
К запрещенным психоактивным веществам будут относиться:
- алкоголь,
- опиоиды,
- каннабиноиды,
- седативные средства,
- снотворные средства,
- кокаин и другие стимуляторы ЦНС,
- галлюциногены и
- летучие растворители.
К запрещенным препаратам не будут относиться кофеиносодержащие средства и табак, следует из документа.
Тестирование на алкоголь и запрещенные вещества нужно будет проводить как при найме пилотов, так и у уже работающих сотрудников, например, после выхода пилотов с больничного или после отпуска. Такие проверки будут организованы без предупреждения и должны распространяться не только на пилотов, но и на других членов экипажа, а также на обслуживающий воздушные суда наземный персонал и диспетчеров.
Кроме того, авиакомпании должны разработать и внедрить «некарательные» программы психологической поддержки для пилотов, которые должны помочь в «распознавании, решении и преодолении любой проблемы, которая может негативно повлиять на способность безопасно пользоваться привилегиями летных лицензий», говорится в документе. Все данные пилотов при этом должны быть защищены и конфиденциальны.
Решение Европейской комиссии было принято после авиакатастрофы 24 марта 2015 года. Тогда второй пилот авиакомпании Germanwings Андреас Лубиц, пользуясь отсутствием командира воздушного судна, закрылся в пилотской кабине Airbus А320 и намеренно направил самолет в гору. Его действия привели к крушению самолета и гибели 150 человек.
Лубиц страдал от депрессии и бессонницы, которые развились у него после травмы. Однако власти и авиакомпания дали ему разрешение совершать полеты, не зная, что он вновь впал в подавленное психологическое состояние. За две недели до катастрофы Лубиц должен был поступить в клинику на лечение, но не был вовремя госпитализирован.
Более подробно об этой авиакатастрофе рассказывается в 16 серии 18 сезона сериала «Расследования авиакатастроф» «Убийца в кабине экипажа?» «Killer In The Cockpit?» (выходит в 2018 году)