Ежегодный обзор безопасности гражданской авиации конслатинговой фирмы To70 рассматривает аварии на больших пассажирских самолетах, которыми пользуется большинство путешественников. Он включает в себя все причины, будь то технический сбой, человеческая ошибка или незаконное вмешательство. Несмотря на ряд громких аварий в этом году, число несчастных случаев со смертельным исходом ниже, чем в среднем за последние пять лет. В 2019 году в авиакатастрофах крупных коммерческих самолётов погибло 257 человек. Всего за год случилось 86 таких инцидентов. В прошлом, 2018 году, в 160 катастрофах погибло 534 человека. Эти данные не включают в себя авиакатастрофы с военными и маломестными самолётами.
2019 — меньше авиакатастроф со смертельным исходом
В 2019 году было 86 несчастных случаев, 8 из которых закончились смертельным исходом, в результате чего погибло 257 человек. В 2018 году было 160 несчастных случаев, 13 из которых закончились смертельным исходом, в результате чего погибло 534 человека. Они следуют за историческим минимумом в 2017 году, когда произошли только две аварии с участием региональных турбовинтовых двигателей (из 48 аварий), в результате которых погибли 13 человек.
Несмотря на две громкие аварии в прошлом году, авиакатастрофа Boeing 737 MAX эфиопских авиалиний и Aeroflot Sukhoi Superjet, а также авиакатастрофа Fokker 100 Казахстане на незадолго до конца года несчастные случаи со смертельным исходом для крупных пассажирских самолетов остаются редкими событиями. Только два других происшествия, поршневой самолет в марте и турбовинтовой двигатель в ноябре, привели к гибели более 10 человек.
По оценкам, увеличение объема воздушного движения на 4,2% в 2019 году по сравнению с 2018 годом означает, что число несчастных случаев со смертельным исходом для крупных самолетов в коммерческом воздушном транспорте составляет всего 0,18 (2018: 0,20) несчастных случаев со смертельным исходом на миллион рейсов. Это в среднем один несчастный случай со смертельным исходом на каждые 5,58 миллиона рейсов.
Тревожные тенденции в безопасности гражданской авиации
Хотя уровень аварийности в 2019 году был низким, существуют фундаментальные вопросы о том, как мы организуем нашу отрасль, которые необходимо решать. Аварии со смертельным исходом с участием Boeing 737 MAX в 2018 и 2019 годах задали сложные вопросы авиационной отрасли. Проблема деривативов — когда новая модель типа самолета считается разработкой предыдущей модели — редко обсуждается за пределами летной годности.
Вопрос о том, был ли 737 MAX производным слишком далеко, до сих пор остается без ответа. Эти несчастные случаи также поднимают важные вопросы о том, сколько информации и, что самое важное, необходимо обучить новым системам. Вопросы о том, как авиационные власти передают полномочия производителям, также задаются в более широких кругах, чем раньше.
Мы ожидаем, что на эти вопросы будет дан ответ и что 737 MAX, вероятно, вернется к эксплуатации в 2020 году. Возможно, он продолжит служить авиационной промышленности и путешествующей общественности очень хорошо в течение следующих 20 лет.
Криминальная составляющая
Небольшая, но тревожная тенденция, начавшаяся в 2018 году, связана с незаконным вмешательством, когда самолет похищается, а затем разбивается. В то время как в 2018 году в Сиэтле был Dash 8, в прошлом году в Ботсване без разрешения был получен еще один турбовинтовой двигатель King Air 200. В обоих случаях в результате произошла смертельная авария, в которой погиб пилот.
Фокус на будущее
Вся авиационная отрасль, а также To70, в 2019 году потратили значительные усилия, сосредоточившись на так называемых «будущих угрозах», таких как беспилотники. Хотя эти усилия служат важной цели, тревожные события 2019 года являются напоминанием о том, что нам необходимо сохранить наше внимание к основам, которые делают гражданскую авиацию настолько безопасной: хорошо спроектированные и хорошо построенные самолеты, управляемые полностью информированными и хорошо обученными экипажами, To70 использует официальные данные, сообщаемые государствами авиационному агентству ООН, ИКАО, для определения количества полетов гражданской авиации, которые имели место в любой данный год. Фактические цифры, опубликованные авиатранспортной организацией IATA, используются для оценки показателей текущего года. Мы обновляем нашу базу данных каждый год, когда становятся доступны фактические данные о количестве рейсов за предыдущий год.
Методология To70
Данные об авариях получены из общедоступных баз данных, веб-сайтов авиационных властей и официальных источников, таких как база данных ИКАО ADREP. Наш анализ документирует происшествия, определенные в Приложении-13 ИКАО, для пассажирских рейсов коммерческих воздушных перевозок на самолетах с максимальной взлетной массой 5700 кг или выше. Это исключает ряд небольших пригородных самолетов, эксплуатируемых по всему миру, включая Караван Cessna (максимальная взлетная масса 3629 кг). Некоторые относящиеся к делу исключения могут быть включены в отношении небольших турбовинтовых самолетов чуть ниже этого предела массы (например, двухдвигательная установка De Havilland с максимальной взлетной массой 5670 кг). Несчастные случаи на военных рейсах, учебных рейсах, частных рейсах, грузовых операциях и вертолетах исключены. В отличие от статистических данных ИАТА и ИКАО.
Поскольку подавляющее большинство коммерческих воздушных перевозок осуществляется на больших самолетах, влияние исключенных типов на уровень аварийности очень мало.
О компании To70
To70 — одна из ведущих мировых авиационных консалтинговых компаний, основанная в Нидерландах с офисами в Европе, Австралии, Азии и Латинской Америке. To70 считает, что растущий спрос общества на транспорт и мобильность может быть удовлетворен безопасным, эффективным, экологически чистым и экономически выгодным способом. Чтобы достичь этого, политические и деловые решения должны основываться на объективной информации. To70 предлагает прагматичные решения и советы экспертов, основанные на высококачественном анализе данных обеспечивающих безопасность гражданской авиации.